309370, Белгородская область
Грайворонский район
город Грайворон ул. Ленина 22е
Телефон: 8 (47-261) 4-52-61
Здесь Вы сможете найти полную информацию о деятельности учреждения и о жизни в нём. Также мы познакомим Вас со спецификой нашей работы.
Задать вопрос
Разделы сайта
|
Конференция 2017
Главная / Методическая копилка / Конференция 2017
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА «СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Выступление на районной конференции заместителей директоров и социальных педагогов по теме:
«Выбор путей взаимодействия с родителями по вопросам обеспечения информационной безопасности детей и подростков в условиях социально – реабилитационного центра».
Социальный педагог МБУСОССЗН Чернянского района «СРЦдН» - Литвинова Г.В.
Чернянка - 2017 Каждый из нас предуготовлен к здоровью и болезни,
Современный ребенок живет в мире постоянно увеличивающихся темпов роста информации. Изменились формы и методы распространения информации. Главная роль теперь принадлежит глобальным сетям. В Интернете на ребенка оказывать влияние может любой человек, политическая партия, группы людей, организации; нет никаких ограничений по территории влияния, времени. Средства влияния и возможности виртуального воздействия постоянно усиливаются и усложняются. Всероссийское исследование выявило более рискованное и, следовательно, более беззащитное поведение российских школьников в Интернете, нежели у их сверстников, живущих в развитых европейских странах. Среди особенностей использования интернет-технологий можно обозначить следующие: — дети в России начинают впервые выходить в Глобальную сеть в возрасте 8–10 лет; — большинство российских детей выходят в Сеть самостоятельно (около 80% детей), родители их практически не контролируют; — дети часто встречают опасный контент (например, почти треть опрошенных детей сталкивались за последний год с изображениями сексуального характера в Интернете); — не все родители достаточно осведомлены о существующих рисках в Интернете и способах защиты от них, многие зачастую недооценивают проблему безопасности. Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. С одной стороны, постоянно увеличиваются возможности для творческой и интересной жизни, саморазвития, с другой стороны, информационные потоки так огромны, что ребенок не всегда успевает обработать и запомнить даже полезную информацию. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию. Информационные перегрузки приводят многих людей, в том числе и детей, к стрессам, депрессиям. Многие дети с раннего возраста начинают играть в различные компьютерные игры, далеко не всегда развивающего характера, в которых используются самые фантастические виртуальные образы, как позитивные, так и негативные. Надо сказать, что использование виртуальных образов ребёнком в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья (а в детском возрасте идет только закладка и формирование этого фундамента) приводят к следующим последствиям: а) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в "искусственном" масштабе вне связи с реальным временем и пространством. б) путанию реального и виртуального мира. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различения обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному "Я". Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности виртуальную и действительную. в) заражению сознания "информационной инфекцией", то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному "отравлению". Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира. г) задержке психического развития за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек). д) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, "витание в облаках"; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления. е) включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним. Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей. Компьютерные игры психиатры всего мира считают наркотиком нового поколения, уводящим ребёнка из мира настоящего в мир иллюзий. Вырастая, он будет тратить своё свободное время на компьютерные игры в ущерб настоящей реальной жизни. И, к сожалению, все чаще и чаще мы говорим о компьютерной зависимости.
Вопрос обеспечения информационной безопасности детей и подростков, на сегодняшний день, актуален и в нашем социально – реабилитационном центре и находится на контроле, как в Совете безопасности районной администрации, так и в области. При всей сложности жизненных обстоятельств, которые приводят к нам детей, практически каждый имеет мобильный телефон и доступ к сети «Интернет». Часто мы наблюдаем те негативные явления, о которых я уже говорила. Что же с этим делать и как обеспечить информационную безопасность наших воспитанников? Рассуждая на данную тему на одном из консилиумов, мы с коллегами пришли к единому мнению. Полностью исключить возможность пользования глобальной сетью невозможно, следовательно, процесс необходимо взять под строгий контроль. Мы упорядочили этот процесс. Воспитанники центра пользуются мобильными телефонами в определенные часы, непродолжительный промежуток времени до 30 минут, затем телефоны передаются воспитателю на хранение. Кому – то покажется это суровой мерой, но в наших условиях иначе нельзя. Постоянное нахождение телефона в руках, не позволяет выполнять распорядок дня, отвлекает от различных видов деятельности, затрудняет общение, а в отдельных случаях даже провоцирует детей на самовольные уходы из учреждения, что недопустимо. Вместе с этим, наши дети значительный период времени проводят в школе, где «добрые» одноклассники любезно им предоставляют возможность использовать свой телефон. И это уже проконтролировать непросто. И, тем не менее, теснейшее взаимодействие со школой, обмен информацией, оперативное реагирование в различных ситуациях помогают избежать неприятных последствий. Обеспечить детям информационную безопасность помогают проводимые в центре массовые мероприятия и праздники. Воспитанники центра постоянно заняты подготовкой к какому – либо мероприятию, у нас работают 4 студии, инструктор по труду, музыкальный руководитель. В весенне – летний период мы привлекаем детей к работе на территории, уходу за зелеными насаждениями. Все эти усилия позволяют обеспечить дозированное использование сети Интернет воспитанниками, находящимися в реабилитационном центре. Никто не станет оспаривать утверждение о том, что обеспечение информационной безопасности - это прямая родительская обязанность. Поэтому особую роль мы отводим просвещению родителей по данному направлению. На информационном стенде в учреждении, а также на сайте нашем сайте размещена информация:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей общения, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, вам необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету с тем, чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть. Следите за симптомами проявления Интернет зависимости. Она проявляется в том, что дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Интернет-независимый ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается – в Сети или нет. Спросите себя: оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи вашего ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в Интернете. Обратитесь за помощью к специалистам. Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки Интернет-зависимости, проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких, как депрессия, раздражение или низкая самооценка. И когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой. Не запрещайте Интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите «Внутрисемейные правила использования Интернета». В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых». Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок чаще играет с другими детьми. Мотивируйте его на такое общение. Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, судомодельный, радиотехнический или литературный кружок. Контролируйте своих детей. Существуют программы, которые ограничивают использование Интернета и осуществляют контроль за тем, какие сайты посещаются. Однако сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить и эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности. Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему «Фэнтези», предложите ему почитать книги той же тематики, посмотреть фильмы. Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты. Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций. В заключение беседы установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете. Вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным. • Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны. • Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации: – представляясь, следует использовать только имя или псевдоним; – никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы; – никогда не посылать свои фотографии; – никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых. • Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни. • Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам. • Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации. • Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире. • Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей. • Скажите детям, что им не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. • Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, – правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены. • Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. • Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.
Будьте внимательны к вашим детям! Постарайтесь не терять с ними эмоционального контакта. Дети должны чувствовать и осознавать, что их любят и принимают в семье, несмотря на ошибки, которые мы все (а уж тем более дети) волей-неволей в жизни совершаем. Чувствуя любовь и поддержку близких, ребенок легче усвоит все вышеприведенные правила и рекомендации, относящиеся к безопасному пребыванию человека в виртуальном пространстве.
Обеспечивая информационную безопасность детей, мы предлагаем родителям изготовленные буклеты – подсказки о том, как установить родительский контроль, какие правила помогут обезопасить свою семью от опасности Интернета. Такие же буклеты – памятки предлагаем детям. На индивидуальных родительских часах пропагандируем здоровый образ жизни, даем рекомендации по организации досуга. Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств возможно помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
|
© 2023, ОСГБУ «Центр социальной |
309561, Россия, Белгородская область, |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.