309370, Белгородская область
Грайворонский район
город Грайворон ул. Ленина 22е
Телефон: 8 (47-261) 4-52-61
Здесь Вы сможете найти полную информацию о деятельности учреждения и о жизни в нём. Также мы познакомим Вас со спецификой нашей работы.
Задать вопрос
Разделы сайта
|
Программа
Главная / Методическая копилка / Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» ________________________________________________________________________________________________________
«Утверждаю» Директор МБУСОССЗН Чернянского района «СРЦдН» Е. В. Безбородова ________________ Приказ №_____ от ________________
П Р О Г Р А М М А Р Е А Б И Л И Т А Ц И И «Правовой ликбез» (для воспитанников 11 -15 лет) Сроки реализации ноябрь 2013 – апрель 2014 г.
Социальный педагог – Литвинова Г.В.
Чернянка 2013 г. Пояснительная записка. «У того, кто решит изучать законы не останется времени их нарушать». И.В. Гете В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Подготовка детей к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Воспитанники социально – реабилитационных центров – это особая категория несовершеннолетних. Эти дети видят негативный пример жизни своих родителей и поэтому они чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Для таких детей характерны: ограниченность личного опыта и понятийной сферы неразвитый социальный интеллект, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права. Актуальность правового воспитания несовершеннолетних достаточно очевидна. Слабое знание государственного устройства своей страны, системы правил, регламентирующих социальное поведение, законов актов, под действие которых попадает подросток за противоправный поступок. Этот перечень правовой безграмотности несовершеннолетних можно было бы и продолжить. Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает значимость в школьном возрасте, начиная с 7 лет, и особую важность имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка. Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков. Потребность в разработке Программы «Правовой ликбез» в Чернянском социально - реабилитационном центре продиктована временем и вызвана необходимостью в развитии у несовершеннолетних правовой культуры, формировании законопослушного поведения воспитанников. Адресатом программы являются воспитанники от 11 до 15 лет. В процессе реализации программы «Правовой ликбез» предпочтение отдается формам и методам работ, которые стимулируют познавательную и творческую активность, развивают практические умения и навыки, самостоятельность и инициативность.
Цель: формирование социально – приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно – ценностных устремлений к социальной интеграции в обществе. Задачи: - формирование системы нормативно – правовых знаний, регламентирующих жизнь подростка в России; - развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях с учетом знаний о правовой ответственности. - воспитание морально – нравственных установок ответственности за свою гражданскую позицию.
Основные направления деятельности по реализации программы
Содержательное направление. Разработка социальных, воспитательных технологий, методов; отбор познавательного материала, способствующего формированию законопослушного поведения воспитанников. Социально – педагогическое направление. Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам. Социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка. Информационно-просветительская деятельность Предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий: Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для воспитанников и их родителей с участием специалистов в области правового воспитания. Диагностическая работа Предполагает использование ряда специальных методов проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей воспитанников, влияющих на формирование правового самосознания. Практическая деятельность Предусматривает проведение консультаций, семинаров, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для воспитанников с привлечением общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения. Направленность мероприятий: 1. Просветительская работа с воспитанниками и родителями. 2. Социально – правовая подготовка воспитанников к жизни в социуме. 3 Оказание социально – психолого – педагогической помощи воспитанникам.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительность - 40 минут. Кроме плановых занятий предполагаются мероприятия в рамках проведения встреч в клубе «Преодоление», занятий в «Школе для родителей» по плану ИПР.
Учебный план
Учебно - тематический план.
Сроки реализации программы и ее результативность Реализация программы «Правовой ликбез» предполагает проведение занятий по темам в течение 6 месяцев, рассчитана, как на работу с воспитанниками, находящимися на реабилитации, так на включение вновь прибывших детей. Данная программа прошла полный курс апробации в течение 2013 – 2014 г. В работу по данной программе было включено 56 воспитанников. Согласно данной таблице оценены показатели в начале и в конце работы по программе. Сравнительные характеристики представлены в виде диаграмм.
Оценка показателей эффективности по пятибалльной системе
Ожидаемый результат. 1. Правовое просвещение детей и подростков, а так же родителей. 2. Снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних, прошедших курс социальной реабилитации. 3. Установление положительных отношений в микросоциуме. 4. Формирование способности к саморегуляции поведения в опасных для жизни ситуациях. Реализация программы «Правовой ликбез» способствует формированию правовой культуры личности путем расширения знаний о системе основных правовых предписаний, понимание принципов права. Целенаправленная система проводимых мероприятий позволяет воспитанникам усвоить основы правовой культуры, развить в себе глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, сформировать законопослушное поведение, получить установки гражданственности, уважения и соблюдения права, использование цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Работа по программе «Правовой ликбез» - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А мероприятия, беседы, часы правовой грамотности и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества. Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Воспитанники четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у подростков должно выработаться представление о главных ценностях человека. Сравнительные характеристики эффективности усвоения программы группой воспитанников в количестве 56 человек, участвовавших в реализации программы в течение 2013 – 2014 годов. 1. Наличие криминальных рецидивов
2. Микросоциальные отношения
3. Выполнение социальных функций
4. Редукция избыточной агрессии, импульсивности
Список литературы 1. Дерябина В.В., Михайлов А.Н., Кобелева А.В.,Романовская К.В. (под ред. Кальянова И.В.) Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально – опасной ситуации. – М.,2010. 2. Пережогин Л.О., Назарова С.Е., Худенко Е.Д., Поташова И.И., Любимова М.Н.. – Комплексная работа с семьей и детьми, находящимися в социально – опасной ситуации. / Под ред. Кальянова И.В., - М., 2007. 3. Пережогин Л.О., Кальянов И.В., Марунова Л.А., Тумарева А.А., Юдина Н.А., Романовская К.В. / Под ред. Худенко Е.Д. Программы психокоррекционной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. – М., 2010. 4. Технология формирования социальных навыков. / Под общей ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. 2 –е изд., исп. и доп. Самара: изд –во «Универс – групп», 2005.
|
© 2023, ОСГБУ «Центр социальной |
309561, Россия, Белгородская область, |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.