309370, Белгородская область
Грайворонский район
город Грайворон ул. Ленина 22е
Телефон: 8 (47-261) 4-52-61
Здесь Вы сможете найти полную информацию о деятельности учреждения и о жизни в нём. Также мы познакомим Вас со спецификой нашей работы.
Задать вопрос
Разделы сайта
|
Сборник 2016
Главная / Методическая копилка / Сборник 2016
ОБЛАСТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
«ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Современные технологии и методики работы с подростками, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Белгород 2016 Сборник «Современные технологии и методики работы с подростками, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» создан на основе материалов заседания № 1 областного методического объединения воспитателей социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Белгородской работы. Основная цель сборника актуализация знаний педагогов об особенностях подросткового возраста, взаимообмен опытом по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Содержание
1. Подростковый возраст. Особенности и потребности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………...5 2. Коррекция агрессивного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ………………..……………..10 3. Фототерапия как средство развития и гармонизации личности подростка ..….19 4. Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации …………...25 5. Социально-культурная реабилитация, как инструмент в работе с трудными подростками ..…………………………………………………………………………..27 6. Интерактивный форум - театр как один из методов работы с трудными подростками ……………………………………………………………………………32
Подростковый возраст: особенности и потребности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Каждый ребенок уникален и неповторим. Воспитатель для эффективности взаимодействия должен найти подход к каждому воспитаннику. Педагогический подход строится на учете как индивидуальных, так и возрастных особенностей ребенка. Около 60% воспитанников Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних - подростки. Подростковый возраст – самый трудный из возрастов человека, второе рождение, этот период можно сравнить с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. У него еще не сформированы устойчивые защитные механизмы, помогающие выжить в трудной жизненной ситуации, поэтому он находится на гране срыва, испытывает панический страх от неизвестности и угрозы жизни, и в итоге, теряет контакт с реальностью, остро переживая психопатические реакции. Беспомощность, боль и растерянность часто толкают ребенка на неадекватные формы поведения, которые шокируют, удивляют и вынуждают взрослых задуматься. Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет. Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Характерная особенность данного возраста – быстрый темп полового созревания. Оно начинается в 11-12 лет. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и педагогов. Пережить их сложно, но необходимо.
Причины неустойчивости поведения Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот. Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста, недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет. В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение. Предъявляются повышенные требования к своей внешности. Половое развитие мальчиков и девочек Психологическая характеристика подросткового возраста обусловлена ускоренными темпами полового развития. Это проявляется и во внешности подростков. И у девочек, и у мальчиков появляются вторичные половые признаки. У мальчиков это изменение более заметно: меняется тембр голоса, увеличивается рост и вес. У девочек происходит активное развитие организма, быстрый рост тела девочки в длину. Подростки уделяют повышенное внимание своей «взрослости». Они начинают подражать старшим, причем не только их положительным чертам и привычкам, но и отрицательным. Внешние признаки подросткового возраста у девочек проявляются ярче. Они начинают тянуться к более старшим мальчикам и к молодым людям. Мальчики для подтверждения своей состоятельности во взрослой жизни копируют поведение мужчин. В этом возрасте чаще всего происходит приобщение к алкоголю, к никотину и к наркотикам.
Особенности поведения подростков Подростковый возраст характеризуются противоречивостью во всем: - с одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой - ждет общения с ним как со взрослым человеком; - из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел; - внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью; - желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих; - независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей. Общая характеристика подросткового возраста отличается следующими чертами поведения: эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения, повышенным самолюбием, резкостью суждений, застенчивостью и неуверенностью в своих силах. Общение со сверстниками Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. Для них характерно желание слиться со значимым кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. При этом мнение родителей и педагогов часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества. Комфорт в кругу своей группы, слияние с друзьями по взглядам, привычкам, поведению дает подростку чувство эмоциональной безопасности. Иногда слепое подчинение правилам компании, которую предпочитает подросток, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Подростки часто мечтают о единственном, самом верном друге. В то же время они могут менять друзей, ссориться и находить новых знакомых, которые быстро становятся идеалом и кумиром. Особенности подросткового возраста несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации Особенности подросткового возраста психология признает одним из самых сложных периодов развития личности. Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам. Педагогическая несостоятельность родителей, уклонение их от выполнения своих родительских обязанностей попустительство, равнодушие не менее вредно для детей в подростковом возрасте. Это приводит к возникновению новых проблем и углублению существующих, ведь подростки чаще всего подвержены большому риску из-за специфических ситуаций, в которых они оказываются, и специфических проблем, которые перед ними стоят. У подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации развитие всех аспектов «Я» (представление о себе, отношение к себе, образа Я, самооценка) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из благополучных семей. Одна из причин этого - депривация потребности родительской любви, отсутствие чувства уверенности в себе. Для подростков - социальных сирот характерна подозрительность по отношению к другим людям, психологическая отчужденность от них, трудность в установлении контактов, а так же поверхностность в отношениях с друзьями. Они отличаются пассивной жизненной позицией, сознательным стремлением к зависимому поведению и иждивенчеству, отсутствием бережливости и амбициозности. Для подростков, переживших различные формы насилия характерны тревога и различные страхи. Дети подвержены чувству вины и испытывают стыд, не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях. Одной из проблем ребенка, оказавшегося в трудной ситуации является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям. Когда к возрастному кризису прибавляются социальные проблемы подросток, не имеющий достаточных ресурсов внешних или внутренних, не может самостоятельно, без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути. Последствием этого может стать формирование деликвентного и девиантного поведения. В областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних профилактическая работа с данной категорией детей проводится в рамках взаимодействия с правоохранительными органами, администрацией образовательных учреждений, в которых обучаются воспитанники, с целью предупреждения бродяжничества и правонарушений, определения мер ответственности и плана совместных действий. За каждым воспитанником закрепляется наставник, который в период социальной реабилитации организует профилактическую работу всех специалистов с данной категорией детей. Таким образом, подростковый возраст – это сложный период для детей. Проблемы, обусловившие трудную жизненную ситуацию, не только осложняют ребенку жизнь, но и сказываются на формировании и становлении личности. Задача педагогов помочь детям пройти этот возраст, обеспечить развитие и становление личностных качеств, позволяющих успешно социализироваться в обществе.
Кожевникова Марина Николаевна – воспитатель ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Коррекции агрессивного поведения у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Гнев и агрессивное поведение — это необходимая человеку реакция. С точки зрения психологии, агрессия – это сила, с которой мы стремимся к осуществлению задуманного и преодолеваем препятствия на своем пути. Порой гнев выходит из-под контроля, причиняя вред, как самому человеку, так и тем, кто его окружает. В целом, детская агрессия и проявления гнева – нормальное явление, потому что ребенок еще не умеет выражать свое недовольство иначе. В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний. Причин тому может быть множество. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателя заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Большое значение для проявления агрессивности имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерское место в группе. Агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. Я работаю воспитателем в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с года открытия, в группе младшего школьного возраста. Опыт работы в Центре и данные диагностики педагогов-психологов учреждения показывают, что у детей, поступающих в социально- реабилитационный центр, доминируют негативные эмоциональные состояния и поведенческие реакции, вплоть до агрессии. Работа в нашем Центре по коррекции детской агрессии ведётся совместно с психологом и социальным педагогом, работающими в реабилитационной группе. Педагогом –психологом проводится углубленная диагностика, одной из задач которой выступает выявление возможностей проявления, а также склонности к вербальной или физической агрессии. На основании полученных данных, определяются основные направления комплексной коррекционной работы. Педагог-психолог реализует программу по коррекции агрессивного поведения, используя различные методы: (арт-терапия, пескотерапия, glass-art и т.д.). Социальный педагог проводит профилактические занятия, направленные на формирование культуры поведения и взаимодействия, повышение правовой компетентности воспитанников. Не менее важная роль, отводится воспитателю. Воспитатель сопровождает несовершеннолетнего весь период прохождения реабилитации, находясь рядом не только в будни, но и в вечернее, ночное время, праздничные дни. С первых дней общения с ребенком воспитатели стараются расположить ребёнка к себе, Центру, создать атмосферу человеческого тепла, доброты и внимания. Воспитатели Центра в своей работе стремятся трезво оценивать перспективы каждого воспитанника, помогают детям. В нашем Центре создан особый уклад жизни (по модели семьи), и каждый ребёнок включается в систему неформальных тёплых отношений с первых минут перевода в реабилитационную группу из приемного отделения. В повседневном общении с каждым ребёнком или группой детей у воспитателя возникает множество частных задач, достижение которых помогает разрешению проблемы в целом. Как воспитатель, я стараюсь научить детей умению слушать и слышать другого. Убеждаю детей в необходимости мирного разрешения конфликта. При чтении книг в группе, в беседах обращаю внимание детей на проявление человеческих эмоций и отношение к ним литературных героев. Ориентируясь на конкретную ситуацию, ненавязчиво веду уроки этики. Например, о том, как важно доброе слово, в котором нуждается каждый человек, что обида, нанесённая другому, не принесёт счастья обидчику. Безусловно, если у ребенка замечены проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Едва ли возможно просто устранить истинную агрессивность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социально приемлемые формы. Так можно преобразовать действенную агрессию в вербальную, как менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия (в виде замечания за проступки) - это вполне допустимая, социально разрешенная форма агрессии. Еще более приемлемой формой преобразования агрессии является возможность выхода сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, совершать безобидные разрешительные действия. При защитной агрессии специалистами рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения и снижение тревожности, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера, душевный комфорт, так как за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. В своей работе стараюсь придерживаться рекомендаций психолога, по предупреждению детской агрессии использую различные формы и методы работы, один из них - сказкотерапия. Погружаясь в мир сказок, поступков сказочных героев, ребенок узнает переживаемые им самим события. А победа добра (светлого начала) обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, что способствует угасанию гнева, злости, коррекции агрессивного поведения. С детьми мы учим правила воспитанных людей: - тело человека неприкосновенно, никто не имеет права посягать на него; - власть моих кулаков заканчивается около носа моего соседа; - хочешь сказать плохое слово. Скажи: « Шоколадка». Для достижения максимального эффекта, чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния, распознавали, сравнивали и видели эмоции не только в себе, но и в других людях, целесообразно провести работу, основным содержанием которой является разделение понятий: мысли, чувства и поведение. Иными словами, чтобы изменить собственное поведение, ребенку необходимо научиться управлять своими негативными мыслями и перестроить их на более позитивный лад, а также осознать свои чувства и развить способность сочувствовать друг другу. Если же дети не будут уметь распознавать эти три компонента, то коррекционная работа будет сопряжена со значительными трудностями. Если ребенок не знает, что его чувства отличаются от его мыслей, то он не сможет осмыслить их или описать. Если ребенок не видит, что его мысли предшествуют его действиям и оказывают на них сильное влияние, то он не сможет изменить свои мысли, чтобы научиться управлять агрессией. Дети в группе могут сильно различаться по своему когнитивному развитию. Даже дети одного возраста различаются по уровню понимания, не говоря уже о различиях в физическом, социальном, эмоциональном и образовательном развитии. Поэтому важно объяснить детям различие между мыслями, чувствами и поведением. Несмотря на то, что дети сталкиваются с этими понятиями, они обычно не увязывают их с собственной жизнью и не видят возможности работать с ними и таким путем самосовершенствоваться, усваивая способы конструктивного выражения негативных чувств. Работа по коррекции агрессивного поведения всегда носит комплексный характер: это и работа с ребенком-агрессором и с воспитанниками всей реабилитационной группы. Важно дать понять воспитанникам группы, что разделяете их опасения физического насилия со стороны агрессивного ребенка и не допустите этого. Воспитатель должен определить, является ли угроза агрессии внутренним побуждением ребенка, или она вызвана внешними воздействиями, например, вашей реакцией на его поведение. Если вы замечаете в поведении ребенка скрытую агрессивность или явные проявления гнева, вы можете предложить ему физические упражнения, чтобы научить его выражать свою агрессию более подходящим способом, например, наносить удары по боксерской груше, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке или пластилиновой композиции. Подобная активность поможет ребенку осознать собственную агрессивность, особенно она полезна для детей, подавляющих свои агрессивные чувства. Не препятствуйте проявлению агрессии. Дайте каждому ребенку возможность выразить свои эмоции. Попросите детей по кругу завершить предложение: «Сегодня я был, сердит, потому что...», это поможет детям понять, что ярость — нормальная человеческая эмоция. Применяйте в работе с детьми игры, позволяющие в приемлемой форме выплеснуть негативные эмоции, накопившийся у агрессивного ребенка. Не подавляйте естественные проявления гнева. Позвольте детям выразить свои чувства, даже если они вам неприятны. Будьте более реалистичными в отношениях с детьми. Попробуйте понять, что мир подростка сильно отличается от нашего - слишком много вокруг взрослых, которые пытаются их контролировать. Многие дети приходят в группу скептически настроенными, подозрительными и уверенными, что все взрослые «против них». Многие дети не готовы делиться своими переживаниями и работать над собой и проявляют свою агрессию снова и снова. Такие дети нуждаются в заботе и любви, в постепенном включении в работу. Служите им примером, принимая их такими, какие они есть, со всей их агрессией, негативными чувствами и поведением. Помогите им увидеть, что причиной этого является их страх и обида. Объясните им, что они имеют право быть агрессивными, но должны научиться управлять своими чувствами и поведением. Плохо, когда они обижают других только из-за того, что кто-то обидел их. Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. Таким образом, можно выделить некоторые принципы общения с агрессивными подростками: - быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; - давать возможность выплеснуть свою агрессию приемлемыми способами выражения; - обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей; - развивать эмпатические чувства; - расширять поведенческий репертуар ребенка. Знакомить со способами конструктивного выхода из конфликта; - показывать личный пример эффективного поведения. Не допускать при ребенке вспышек гнева или нелестных высказываний о друзьях, знакомых; - поддерживать стремление измениться в лучшую сторону, с учетом приобретенных навыков; - поддерживать попытки детей брать ответственность за свои поступки на себя; - быть последовательным в наказаниях ребенка (наказывать за конкретные поступки). Наказания не должны унижать. Ребенок должен чувствовать в каждый момент времени, что его любят, ценят и принимают; - создавать условия для реализации личности подростка. На практике я убедилась, что все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут носить разовый характер. Непоследовательность может привести к ухудшению поведения. Систематическая работа способствует позитивным изменениям в поведении ребенка и позволяет создать благоприятную основу его самосовершенствования. Коррекционная работа особенно эффективна при работе специалистов в комплексе, о чём и свидетельствует положительная динамика в реабилитации большинства наших воспитанников. В заключении хотелось - бы отметить, что формирование навыков правильного поведения, снятие агрессивного поведения, у воспитанников реабилитационного центра осуществляется посредством занятий по культуре поведения, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат. Коррекционно-реабилитационная работа по снятию детской агрессии у воспитанников реабилитационного центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и жизни.
Игры для профилактики агрессии у детей«Подушечные бои» Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть гнев, накопившийся у агрессивного ребенка. Ход игры. Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…». «Выбиваем пыль» Цель: помочь снизить агрессивность ребенка. Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». «Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук. Ход игры: Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!». «Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ход игры: Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!». «Ласковый мелок» Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Ход игры: Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено. «Волны» Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость. Ход игры: Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.
«Врасти в землю» Цель: снятие психо-эмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко стиснув зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека». «Гора с плеч» Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче». «Техника разрывания бумаги» Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам. Ход игры: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги. Игра «Бумажные мячики» Цель игры: дать возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение. Ход игры: Все участники делятся на две команды. Каждому дается лист бумаги, из которого играющие должны сделать бумажный мячик (скомкав лист бумаги). В центре круга ведущий чертит линию, которая отделяет одну команду от другой. Играющие в течение 2-3 минут бросают бумажные мячики на территорию другой команды. По сигналу ведущего: «Стоп!» игра заканчивается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей на полу. Кохан Ольга Николаевна – воспитатель ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Фототерапия как средство развития и гармонизации личности подростка
В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на развитие и гармонизацию личности. Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков. Процесс создания фотографий – процесс творческого самовыражения. Особый интерес он представляет для детей и подростков, поскольку им естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов. Так же как и рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим миром. Показ и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления. Ребенок посредством фотографии может постичь самого себя и осознать свою ценность и ценность влияния на окружающих, пытается найти своё собственное «Я», которое растет и развивается. Занятия с элементами фототерапии по социальной реабилитации помогают несовершеннолетним заново постигать и принимать не только свои чувства, но и чувства других, позволяют вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы. Содержание занятий с элементами фототерапии может быть разнообразным, ребенок имеет возможность включиться в различные сферы деятельности: работа с фотокамерой, изобразительная деятельность, коллаж, оригами, литературное творчество. Активная фототерапия с детьми помогает установить контакт и активизировать их словарный запас. Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворение его потребности во внимании. Ребенок может ощутить себя творцом (художником, писателем) и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях. Определенные манипуляции с фотографией способны смягчать остроту переживаний. Занятия с применением фотографии предполагают парную, микрогрупповую и общегрупповую работу. Одни варианты работы с фотографией могут предполагать использование готовых снимков, другие – их создание в ходе занятий. В своей работе мы применяем различные виды упражнений с использованием фотографий: - «Фотоколлаж» – это групповая или индивидуальная форма работы с подростками, целью которой является самопознание личности ребенка. Выполняя такое упражнение дети создают коллаж с применением фотографий и сочиняют рассказ по получившемуся коллажу, далее проходит обсуждение выполненного задания. - интересным для воспитанников остается такое упражнение, как «Фотокарта отношений», цель которого изучение межличностных взаимодействий в группе, расширение поведенческого репертуара. На листе ватмана ребята размещают свои фотографии, где и с кем рядом им хотелось бы находиться, отсюда становится явным кто в группе «лидер», кто «отвергнутый», кому нужно помочь утвердиться в коллективе и др. - с большим удовольствием воспитанники выполняют упражнение «Метафорический автопортрет». Это когда каждый участник располагает ассоциативные фотографии или рисунки по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам или рисункам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию. - очень привлекательной для подростков остается такая форма фототерапии, как «Фотомарафон». Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой. Примерные темы фотомарафона: «Весна…Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Песни души», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Сны» и др. Упражнение «Фотонастроение» способствуетизучению чувств подростков, поведенческих реакций. При проведении упражнения используются следующие материалы: фото с пейзажами, натюрмортами и т.п. На определенном этапе занятия (чаще в конце) предлагается участникам выбрать понравившуюся фотографию и объяснить свой выбор, можно в соответствии с темой занятия попросить выбрать фотографию, вызывающую радость, например, или другое чувство и т.п. Занятия с применением фотографии решают различные проблемы, а так же развивают личность подростка. Особый интерес фототерапия представляет для детей и подростков. Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно это становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дает стимул к дальнейшему развитию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления. Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для осознания себя членом этой группы или общности. Приведем примеры некоторых занятий с элементами фототерапии. Занятие «Познай себя» Задачи занятия: развитие и гармонизация личности; выражение своих мыслей и чувств посредством образов; умение работать в группе. Такое занятие можно проводить в разных вариантах. Это зависит от количества участников в группе. Его можно «разбить» на несколько занятий, например, объединить два занятия в одно и в один день. Для детей по времени это пройдет не заметно, они не устанут т. к. будут очень увлечены работой. А можно ускорить и закончить на одном – всей группой рисовать одного ребенка. Каждому поручить дорисовывать некоторые элементы, например, одному одежду, другому лицо и т. д. Занятие «Моя первая фотосессия» Задачи занятия: развитие творческих способностей воспитанников, умения высказывать свои мысли и чувства. Во время занятия дети вместе с воспитателем обсуждают автопортреты, созданные на прошлом занятии. Все портреты снова вывешиваются и каждый рассказывает, что он по прошествии недели увидел нового в созданном образе. Почему именно в том, а не в другом месте он сфотографировался со своим автопортретом. Что получилось, а что не получилось и почему. На этом занятии ребята обсуждают автопортреты своих сверстников. Соответствует ли нарисованный образ настоящему герою.
Занятие «На съёмочной площадке» Задачи занятия: умение выразить свои чувства, используя разнообразные атрибуты, для создания фотопортрета, развитие творческих способностей воспитанников, повышение самооценки подростка. На занятии дети пробуют создать образ, который соответствует внутреннему миру, используя атрибуты, которые находятся на столах, стульях, в коробках. Затем ребенок выбирает комфортное место для себя и фотографируется. Через фотографию воспитанник передает свой образ. В конце занятия ребята придумывают название своей фотографии. Ведущий записывает и фотографирует. Ребята говорят, почему они выбрали именно этот образ. Фотографии отпечатать и показать детям после занятия. Занятие «Изготовление фоторамки» Задачи занятия: творческое самовыражение; развитие мелкой моторики рук; умение общаться со сверстниками. Во время занятия ребята вместе с воспитателем, используя технику оригами, изготавливают рамку, украшают её и помещают в неё свою фотографию. Дети говорят, где бы они хотели повесить рамку и почему. Рамки для фотографий можно делать из соленого теста, глины. Украшать соломкой, бисером, сухими цветами. Занятие «Придумай историю» Задачи занятия: развитие воображения, творческого мышления; освоение метода фотоколлажа. Сначала нужно придумать историю, в которой главный герой это – ребенок. И с помощью подручного материала (фотографий, картинок, рисунков и др.), нужно рассказать свою историю в картинках. Если ребята затрудняются с выбором темы, то им можно предложить ряд вариантов. «Я волшебник», «Моя семья», «Лучшие друзья», «На прогулке», «На берегу моря», «Мир взрослых и мир детей» и т. д. После проведенных занятий мы замечаем, как воспитанники избавляются от негативных эмоций, у детей развиваются творческие способности, повышается самооценка, у подростков развивается способность контролировать свои действия и эмоции. Занятия с использованием фототерапии предоставляют ребятам возможность отвлечься от жизненных трудностей и по-другому взглянуть на мир. Разглядывая мир вокруг себя, подростки не только узнают много нового и интересного, но и учатся работать в команде.
Кудрявцева Татьяна Анатольевна - воспитатель МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района
Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь, и действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-либо. Нас воспитывали на примерах и мы, в свою очередь, продолжаем воспитывать других так же, пользуясь этим методом. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей. Особенно важен положительный пример в воспитании детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Психологической основой примера служит подражательность. В поведении детей многое основано на подражании. Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе подражательности педагоги выделяют три этапа: - первый – непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица; - второй – формирование желания действовать по образцу; -третий – исследование самостоятельных и подражательных действий, проявляющееся в приспособлении поведения к поведению кумира. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание воспитанников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы просто необходимо. Вовремя и к месту приведенный отрицательный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка. Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Александр Васильевич Суворов сказал: «Для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры». Вот почему в процессе формирования личностных качеств воспитанников широкое применение находит метод создание положительных образов, как основы для примера. Я работаю воспитателем в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, в реабилитационной группе девочек. Как педагог, я считаю, что сущность работы воспитателя состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей как примера для подражания у подрастающего поколения, стимула к стремлению вызвать у воспитанников желание активно работать над собой, развиваться и совершенствовать свои личностные качества, преодолевать имеющиеся недостатки. Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у воспитанников духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок. В рамках программы по гражданско-патриотическому воспитанию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации «Росинка», мной разрабатывается и реализуется цикл занятий «Гордость России». Основное содержание цикла: ознакомление воспитанников с выдающимися людьми, прославившими нашу страну, создание в сознании воспитанников галереи положительных образов, достойных подражания. В процессе работы используются самые разнообразные формы работы: тематические и познавательные часы, видео-экскурсы, просмотр презентаций, литературно-музыкальные гостиные, просмотр кино и видеофильмов, составление фотогалереи знаменитых людей, посещение музеев, выставок. В ходе мероприятий воспитанницы знакомятся с лучшими эпизодами из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Подростков увлекают и вызывают у них глубокое уважение научные свершения Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются жизнью и необыкновенным мужеством летчика-космонавта Юрия Гагарина, летчицы Марины Попович. Интересуются творчеством знаменитых поэтов, среди них Анна Ахматова, Марина Цветаева, прозаиков - Бунина, Тургенева, Васильева и других. Примером огромного трудолюбия являются знаменитые балерины Майя Плисецкая, Анна Павлова, Ульяна Лопаткина. Люди, вся жизнь которых подвиг: Юрий Смирнов, Александр Матросов, Алексей Мересьев. Примером для подражания всегда были спортсмены: Ирина Роднина, Татьяна Тарасова, Ирина Винер –Усманова и многие другие. Один из способов использования положительных примеров – это заимствование. Оно предполагает воспроизведение тех качеств личности, которые наиболее близки и интересны ребятам. Могут заимствоваться манеры поведения и ведения беседы, элементы одежды, жесты. Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожи воспитанники. Очень важно использовать способ усвоения примеров поведения других людей. Для этого организуются встречи воспитанников с тружениками различных профессий, например пожарными, работниками МЧС, врачами, писателями и другими. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.
Негру Наталья Сергеевна – воспитатель ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» Социально – культурная реабилитация несовершеннолетних, как инструмент в работе с трудными подростками
Антон Семёнович Макаренко, великий исследователь в работе с трудными подростками, в своей книге «Общение с трудными детьми» говорил о том, что создание нормальных социальных условий жизни есть единственный способ воспитания таких детей. Трудный ребёнок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный ребёнок он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Родители не уделяли должного внимания ребёнку, чаще всего в семье процветали грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. Дети, таких «горе родителей» чаще всего оказываются в сфере влияния специализированных учреждений. Это дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искажёнными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщения к алкоголю, наркотическим средствам. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. У подростков с отклоняющимся поведением наблюдается искажённое или суженое представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными проблемами и не соответствующий возрасту. Неполноценен и эмоциональный опыт подростков. Для них характерны не развитие эмоциональной сферы, снижение эмоциональной отзывчивости. В их поведении часто проявляются грубость, неуравновешенность, резкие перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Одной из важнейших задач МБУСОССЗН Чернянского района «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» является оказание помощи ребёнку в восстановлении, содействии и дальнейшему формированию всесторонне активно – развитой личности. Одной из эффективных форм работы в этом направлении является социально-культурная реабилитация несовершеннолетних. Дети, которые поступают в наше социально-реабилитационное учреждение, часто не знают, что такое культура, искусство, творчество, их эмоциональный уровень беден и носит искажённый характер. Они, практически никогда не посещали музеи, кинотеатры, выставки, библиотеки и, тем более, не участвовали в детском театральном представлении, празднике. Поэтому одним из направлений своей деятельности я выбрала социально – культурную реабилитацию. Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно-важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Приобщаясь к культурным ценностям, происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения, взгляды. В социальном становлении ребёнка, его развитии, незаменимая роль принадлежит формированию морально-нравственных качеств, позитивного мировоззрения путём развития творческих способностей через приобщение ребёнка к богатствам культуры, «возвышению» духовных ценностей. При поступлении несовершеннолетних в Центр, в ходе углубленной диагностики специалисты выявляют следующие личностные характеристики:
Все это свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на развитие творческих способностей посредством приобщения детей к культурным ценностям. Любой вид творческой деятельности является спасительным для ребёнка, который попал в трудную жизненную ситуацию. Следует раскрыть в каждом ребёнке возможности для социального возрождения путём развития творческого общения со сверстниками и взрослыми, творческого воображения и коллективного участия, развитие положительных личностных качеств в каждом ребёнке. Работа по воспитанию социально-культурной личности строится на основе следующих задач: - максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка; - развивать коммуникативные качества; - обогащать эмоциональную сферу; - расширить кругозор детей, повысить уровень культуры и воспитания; - сформировать морально-нравственные ориентиры; - формировать позитивное мировоззрение. Для создания условий работы и выполнения поставленных задач составляется план учреждения на год, в котором отражаются различные формы комплексных мероприятий способствующих эмоциональному и физическому развитию личности. В социально-реабилитационном центре организована работа творческих студий: - театральная студия «Юные таланты»; - студия изобразительного искусства «Поговорим рисунками»; - спортивная студия «Будь всегда здоров!»; - творческая студия «Мастерская солёного теста»; - студия танца «Новое поколение». В целях достижения наибольшей эффективности в работе, заключены договора о сотрудничестве нашего социально – реабилитационного Центра с отделом культуры администрации Чернянского района, культурно – эстетическим центром, районной детской библиотекой, с районным краеведческим музеем, МАУ «Киновидеосеть», Центром молодежных инициатив. Налажено взаимодействие с настоятелем Храма Успенье Пресвятой Богородицы. Воспитанники центра участвуют в работе кружков и секций МБОУ «СОШ№3».
О чем свидетельствуют результаты работы за последние 3 года:
Социально культурная реабилитация позволяет преодолеть многие комплексы детей. Выступая на сцене, любой человек, а тем более ребенок, испытывает страх. Но постепенно ощущение внутреннего дискомфорта и зажатости уходит, и дети раскрывают свои способности более полно. Воспитанники центра поднимаются уже на новый уровень осознания моральных качеств личности, у них формируется представление о духовно-нравственных ценностях, традициях своего народа, развиваются способности к нравственной оценке поведения. Подросток может увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни. Своё выступление хотелось закончить цитатой великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».
Вензенко Ирина Николаевна - старший воспитатель МБУСОССЗН Чернянского района «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Интерактивный форум - театр как один из методов работы с трудными подростками
Поиск ответа на вопрос «Как воспитывать трудного подростка?» – выводит нас на выбор технологий и методов воспитания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание воспитывающей деятельности. Метод - сердцевина воспитательного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Мне как воспитателю близки и интересны интерактивные методы воспитания подростков. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter — взаимный, act — действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную, позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних. Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства. Следует также подчеркнуть, что активность педагога, уступает место активности несовершеннолетних, его задача – создать условия для их инициативы. Интерактивные методы социального воспитания несовершеннолетних – это модель открытого обсуждения, способствующая развитию у подростков умения решать конфликты мирным путем. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях воспитания меняется взаимодействие с педагогом-воспитателем: его активность уступает место активности подростков, задача воспитателя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт воспитателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Хотелось бы представить вам один из методов работы с подростками, который носит название интерактивный форум-театр. Форум-театр - методика интерактивной работы среди разных слоев общества, направленная на решение социальных проблем. Сущность методики форум-театра-это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками и участницами путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Форум-театр - методика, еще мало распространенная у нас в стране. Хотя она давно и эффективно используется в половине стран мира как средство сделать общество более счастливым; как способ открытия самого себя и других, определения и выражения наших желаний; как средство изменения обстоятельств, которые причиняют несчастья и боль, и средство усиления того, что приносит мир. Форум-театр является языком, который помогает понять и развить эмоциональные сферы сознания (эмоциональный разум) и выработать креативный подход к положительному решению проблем. Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в создании спектакля, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки. В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности. Технология форум-театра осваивается через занятия с участниками реабилитационного центра в течение всего срока реабилитации. Каждое занятие имеет свои цели: а) создание команды и доверия между участниками: - упражнения на знакомство участников; - упражнения на построение доверия; - упражнения на построение команды. б) приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений: - знакомство с историей форум-театра и ее методикой; - актерское мастерство; - работа с телом, мимикой; - постановка голоса и дыхания; - построение диалога и монолога. в) разработка сценок, вживание в роли: -выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта; -анализ проблемы/конфликта; -репетиции; -подготовка джокера (ведущего представление и обсуждение). г) премьера представления. Представление состоит из пяти фаз: а)разогрев– упражнения и игры, которые проводятся перед представлением со зрителями. Эти упражнения помогают установить контакты между актерами и зрителями. Упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Разогрев проводится джокером. Разогрев включает в себя 3 основных шага: - приветствие; - упражнение на внимание; - пояснение, что такое форум-театр и роль зрителя. Зрителям поясняется, что в представлении форум-театра есть главный герой-это протагонист. Протагонист – человек, потерпевший насилие. В представлении есть и другой герой - антагонист, тот, кто проявляет насилие. Задача зрителей, посмотрев представление, помочь протагонисту выйти из затруднительного положения, в которое он попадает в результате стечения обстоятельств. Джокер объясняет зрителям, что представление форум-театра ставится два раза, в первый раз им предлагается внимательно посмотреть представление, думать о проблемах, которые они видят, запоминать моменты, где они чувствуют негодование или чувствуют, что протагонист мог бы предпринять другие действия. Во второй раз, в местах, где можно изменить ситуацию в лучшую сторону, зритель может остановить действие, выйти на сцену и сыграть роль, встав вместо протагониста. Здесь зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего. Фаза разогрева длится около 10-15 минут. б) первый показ представления: вниманию зрителей предлагается представление из 4–6 мизансцен, которое заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена - проблемная ситуация на пике. Главный герой находится в кризисной ситуации, он не знает, что ему делать, ему нужна срочная помощь. Первый показ длится 15-20 мин. в) форум/обсуждение проблемы:после первого показаджокер обсуждает со зрителями, что это была за проблема, можно ли было бы не доводить ситуацию до кризиса, встречали ли зрители подобные проблемы у себя в сообществе. Джокер предлагает актерам сыграть представление во второй раз, объясняет зрителям, каким образом они могут делать свои вмешательства и входить в игру вместо главного героя для изменения ситуации. Данная фаза длится примерно 5-10 минут. г) второй показ представления: эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается замена зрителями протагониста. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить вариант изменения ситуации в лучшую сторону. После вмешательства проводится обсуждение, помогло ли данное вмешательство изменить ситуацию. Желательно провести 2-3 вмешательства. Данная фаза длится 15-20 минут. Продолжительность данной фазы зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит джокеру - ведущему форум. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль. д) итоговый форум/обсуждение: на этом этапе подводится итог всего представления и обсуждения, задаются вопросы: Как можно решать такие проблемы на уровне семьи? Как можно решать такие проблемы на уровне сообщества? Как можно решать такие проблемы на государственном уровне? Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. На данном этапе происходит передача профилактической информации. Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер. Особенности использования интерактивного форум - театра для трудных подростков с ограниченными возможностями Особенности психики у детей и подростков с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания, т.е. то, что мы можем назвать признаками поведения «трудных подростков». При наличии определенной специфики психологии подростков-инвалидов есть и общие проблемы подросткового возраста: трудности дружеского общения, конфликты с учителями и родителями (если последние не учитывают появление чувства взрослости, стремление к самостоятельности); развитие раннего алкоголизма, табакокурение, употребление наркотиков, сквернословие и др.) Каждая из групп инвалидов обладает специфическими, психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения. Таким образом, в деятельности воспитателя-педагога, использующего данную методику, должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы. Например, у подростков с церебральным параличом актуальной проблемой является организация двигательной активности и учет уровня сформированности их поз, жестов, речевых движений и т. д). Перед каждым занятием необходимо четко спланировать упражнения, учитывая физические возможности детей. Упражнения занятий по методике форум-театра помогают подростку -инвалиду включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение. Методология форум - театра, основанная на гуманистическом подходе, предполагает следующее: - субъектное отношение к подростку; - как субъект собственной жизни подросток имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей; - необходимым условием для введения форум-театра для подростков является желание заниматься по данной методике- получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за изменение своей жизненной ситуации; -границы ответственности подростков- варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других, тогда основной «заказ» во время занятий предполагает: «Решите за меня. Скажите, как надо…». И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков-инвалидов, в ходе занятий необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности подростка: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки (не ошибается тот, кто не живет), понятное распределение ролей в ходе занятий между воспитателем и подростком - «ты хозяин… а я твой помощник, только ты знаешь, как построить свою жизнь…» Особое значение в интерактивной работе с подростками и тем более с подростками-инвалидами имеет сотрудничество с воспитателями, родителями, врачами. Без создания благоприятной психологической атмосферы трудно ожидать высокой эффективности методики. Для работы с подростками по методологии форум - театра воспитатель должен иметь определенные профессионально значимые качества, среди которых: - особая чувствительность по отношению к детям, их надеждам, страхам и личностным затруднениям. Эта способность позволит улавливать малейшие проявления состояния подростка, такие, как интонация, поза, выражение лица, случайные движения, свидетельствующие о потере контакта, и т.д.; - высокий уровень самоконтроля и выдержки, самообладания, личностную организованность; - особенность чувствовать себя комфортно в ситуациях вынужденного ожидания, растянутой паузы, не вмешиваясь во внутреннюю работу сознания ребенка; - терпимость к различного рода идеям морального, религиозного, мистического порядка. Открытость к восприятию, возможно, нелепых, «сумасшедших», незрелых суждений своих подростков. Подростки-инвалиды имеют некоторую склонность к мистике, фантазированию, открытию у себя особых способностей. Если у педагога есть тенденция к морализированию и поучению, к трансляции своих собственных моделей устройства мира, ему также следует подумать, прежде чем включаться в такого рода работу; - готовность к расширению собственных знаний за счет контактов со специалистами смежных областей; - профессиональное умение работать в русле гуманистической парадигмы. В частности, владение искусством выслушивать исповедь, проявлять эмпатию, рефлексию, принятие. Программа по методики интерактивного форум-театра в настоящее время находится в стадии апробации в нашем реабилитационном центре, об эффективности данной методологии можно будет говорить после полного окончания курса занятий по данной программе и мониторинга динамики воспитательного воздействия на трудных подростков. Но первые результаты уже есть: трудные подростки - инвалиды начали проговаривать причины, которые вынуждают их вступать в конфликты, грубить, нецензурно выражаться, вызывают некорректное поведение в обществе. «Форум-театр - это созерцание самого себя». Методика позволяет посмотреть на мир со стороны, понять первопричину, мотивы поступков других людей и самого себя.
Воронина Ирина Ивановна - воспитатель ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
|
© 2023, ОСГБУ «Центр социальной |
309561, Россия, Белгородская область, |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.